Пиринемский приход

Современное местоположение:  Пинежский р., Архангельская обл.

История прихода

Храмы находились в д. Пиринемской на правом берегу р. Пинеги, в 90 верстах от г. Пинеги вверх по течению реки. Приход образовался не ранее 1672 г., когда было предписано крестьянам двух частей нынешнего прихода (верхней, с деревнями Березник, Курга, Шетогорка, принадлежавшими к Покшенгскому приходу, и нижней, селения которой входили в Чакольский приход) составить отдельный Пиринемский приход. Однако крестьяне нижней половины до 1712 года принадлежали к Чакольскому приходу, в связи с чем архиепископ Варнава должен был в 1712 г. предписать им отделиться от Чакольской волости к Пиринемской, а священнику из Пиринемской церкви отправлять для них все требы. Это распоряжение было вызвано тем, что крестьяне отказались помогать крестьянам верхней половины в постройке новой церкви вместо прежних древних в Пиринемском приходе, объясняя свой отказ тем, что они участвовали в постройке новой церкви в Чакольской волости. Таким образом, они считали себя до 1712 г. прихожанами Чакольского прихода, на что жаловались в челобитной архиепископу Варнаве священник Иоанн Козмин и церковный приказчик Харитон Ушаков.
Поводом к образованию самостоятельного Пиринемского прихода послужило обретение мощей прав. Параскевы, по устному преданию, родной сестры Артемия Веркольского. Мощи почивали в церкви в честь 12 апостолов. В начале 50-х г.г. XIX в. в Пиринемском приходе были записаны сведения о прав. Параскеве и ее мощах на основании "книжицы об обретении сих мощей и о чудесах от оных с 1610 до 1710 г." (здесь и далее цит. по: Краткое…, с. 243-247), подлинного дела об открытии мощей и устных преданий.
До постройки первой церкви в приходе существовала маленькая часовня во имя вмч. Георгия, в 1610 г. упоминаемая как ветхая. В последние три зимы до этого года крестьяне замечали, что из-под пола часовни исходило тепло, так что стены часовни покрывались инеем (куржавели). 30 июня 1610 г. крестьяне собрались для того, чтобы обсудить замену крыши на часовне. они решили поднять пол, чтобы найти источник тепла, и "под мостом гроб верху земли и на гробе камень, и они камень подняли и сняли с гроба, и под камнем глава, а мощи землею покрыло, и они хотели досмотреть со свещею, но свещу от мощей угасило, аки ветром, и как свещу отнесли, и паки свеща сама загорелась". Один из присутствовавших при этом больной, пораженный этим явлением, помолившись Господу, Пресвятой Богородице, вмч. Георгию и всем святым, прикоснулся к гробу и получил исцеление от болезни.
В 1610 и 1611 г.г. священнику Чакольской церкви Феофилакту чудесно было открыто, что это были "мощи Парасковии, девическа лика, крестьянска рода". В 7119 (1611) г., как было описано в книжице (чудо 2), "после Афанасьева дня и Кирилла Александрийских, в первое воскресенье, Евфимий Федоров из Шастенской вол. видел сон: В Пиринемы, у великомученика Георгия, у часовни в паперти кабы землю руками поворошил, и в земли гроб, и в гробе востал аки человек. И Евфимий от страха аки бежати покушашеся, и явлейся воззва: не бегай, аз нарицаюся Парасковия, девическа лика, и Евфимий пред нею пад, прося прощения. И она ему рече: в чем тя прощати? Ты весь цел; посли скорбных и недужных, и кто чем скорбен, Божия милость будет". Жена Евфимия, выслушав этот сон мужа своего, молвила ему: "не сказывай того в мире, учнут смеятца". Но он не послушался такого совета, пошол и разсказал свой сон " в чаколе на погосте", где "в тот день также не послушали его". Возвратившись домой, он увидел свою жену слепой. На мясопустной неделе того же 1611 г. Евфимию было второе видение, причем "велела Парасковия самому Евфимию больным известити молитися Богу, Пресвятой Богородице, великомученику Георгию и всем святым и новой Чудотворице Парасковии. и он священнику известил рождества Пречистой Феофилакту, и больные послушали, в Пиринему приехали со священником Феофилактом, и молебны пели, и чудотворному гробу прикладывались, и Бог простил, и новоявленная Парасковия исцелила больных различными недуги тринадесять. И евфимиева жена, ослепшая от слова, что мужу не велела извещать о том, обещалась Богу и новоявленной Парасковии, ездила в Пиринему, и священник пел молебен, и она приложилась к чудотворному гробу, и от того часа здрава бысть, а была темна пять недель".
В 1612 г. первый игумен Красногорского монастыря Макарий и чакольский священник Феофилакт, приглашенные крестьянами, "по посте и по молебном пении со тщанием обрели мощи, главу новоявленныя Параскевы и иные прочие составы все не во плоти, но едины кости ея, и велели сотворить новый гроб. Игумен и священник главу мощей и иные протчие составы все выбрали из земли и с ветхим гробом переложили в новый гроб и перенесли на паперть в часовню. И оттоле до ныне в зимнюю пору, егда мразы велицы, от гробницы мощей святых исходит теплота и куржан на стены выше гробы".
Далее в книжице рассказывалось на основании устных преданий еще о 18 чудесах, совершенных при гробе св. прав. Параскевы, с точным обозначением лиц, получивших исцеление от разных болезней, и времени совершения этих чудес до 1710 г. включительно. На основании этих сведений, приходской священник Иоанн Козмин и приказчик Алексий Яковлев, изложив кратко историю обретения мощей прав. Параскевы и совершенных ею чудес, от лица всех прихожан 23 мая 1710 г. ходатайствовали перед архиепископом Рафаилом через мирского посыльщика Прокопия Иванова Попова о разрешении петь молебны при мощах. В ответ архиепископ Рафаил, узнав, что в прежние времена молебнов не пели, приказал по-прежнему петь таковые вмч. Георгию и вмц. Параскеве и свечи ставить, тем более что тогда не было образа прав. Параскевы, а "часовню замкнуть и запечатать десятскому". Однако, согласно ходатайству того же мирского посыльщика, Прокопия Попова и всех прихожан со священником во главе и по указу архиепископа Рафаила, 15 марта 1711 г. иеромонах архиерейского дома Порфирий совместно со строителем Веркольской пустыни иеромонахом Антонием и священниками Шардонемского прихода Симеоном, Чакольского - Евстратием и местным приходским Иоанном Козминым и с диаконом Павлом производили освидетельствование мощей, причем после молебна Господу и Пресвятой Богородице "гробницу скрыли, и тоя праведныя Параскевы мощи смотрели, и мощи все тленны, а глава и вси тела ея кости сухи, а в составе вси целы, покрыты холстиною тонкою белою, и та холстина, знатко, что давняя, токмо вся нерушима, и на той холстине изображен животворящий крест Господень, а положены те мощи в новом гробе…, да в том же гробе с мощами положен ветхий разрушенный гроб. И по досмотре те святые мощи покропивши св. водою, ту гробницу закрыли доскою, и верх того гроба покрыли старою пеленою по прежнему, а как тот гроб скрыли, и тогда благоухание из того гроба изыде; покадивши тот гроб с мощами праведныя Параскевы, чудеса ея написанныя в тетрадех полудестно из той часовни взяли, и замкнули ту часовню по прежнему; а священнику тоя Пиринемския волости до указу архиеп. он иеромонах Порфирий молебнов петь той праведной Параскевы не велел, а ключ в тоя часовни отдал чакольской волости десятскому священнику Евстратию и велел ему тот ключ у себя держать до указу архиерейского". Последовал ли указ, неизвестно, но святую Параскеву издревле почитали жители как Пиринемского прихода, так и окрестных и даже отдаленных приходов.
У гроба преп. Параскевы служили панихиды. К 1771 г. существовал иконописный образ святой. В 1799 г. был построен храм в честь 12 апостолов вместо обветшавшей к этому времени часовни во имя вмч. Георгия, откуда мощи св. прав. Параскевы были ранее перенесены сначала в Параскевинский придел Георгиевской церкви, а затем во вновь построенную церковь и поставлены в углу на правой стороне. День обретения мощей 30 июня прихожане праздновали служением молебнов разным святым на полях и панихид перед гробницей прав. Параскевы.
Первая Георгиевская церковь существовала еще до образования прихода и стояла рядом с часовней во имя того же святого. Из описания чудес св. прав. Параскевы известно, что она сгорела в 1643 г., в то время как часовня с мощами остались невредимы (чудо 6). По преданию, в пределах прихода, выше д. Березницкой, была в древности пустынь, в которой жили иноки, которые и были, вероятно, строителями первого Георгиевского храма. Вместо сгоревшей построена была новая церковь, которая в 1716 г. разобрана по ветхости. По указу архиепископа Варнавы от 24 сентября 1716 г. началось строительство церкви в честь вмч. Георгия с приделом в честь вмц. Параскевы. Она была освящена 20 декабря 1717 г. настоятелем Веркольского монастыря Антонием.
Приписная церковь: во имя Вознесения Господня в д. Б. Березницкой (15 верст от прих. храмов), построена в 1862 г. на казенные средства, исходатайствованные Преосв. Варлаамом.
Часовни: во имя вмч. Георгия в д. Чещегорской (2 в.) и д. Шетогорской (6 в.); в честь Вознесения Господня в д. М. Березницкой (13 в.); в честь Николая Чудотворца в д. Шестинской (7 в.).
Жертвователи: о. Иоанн Сергиев (прав. Иоанн Кронштадтский) пожертвовал в 1889-1894 г.г. на нужды храмов 1300 руб.; Елизавета Феодотова - капитал в 100 руб. в пользу церквей и причта за поминовение ее мужа Стефана, диакона Кеврольского прихода.
Священники: Иаков Семенов и Савва Павлов до 1684 г.; Иоанн Козмин с 1684 г.; Димитрий Парфениев; Козма Ильин; Василий Козмин; Алексий; Иоанн Федоров; Гавриил Козмин; Феодор Левицкий; Матфей Козмин (ум. 5.3.1804); Виктор Постников 1818-нояб. 1820; Феодор Васильев Жаравов 1821-1833 г.г.; Аполлоний Иоаннов Иванов 1844-1868 г.г.; Александр Павлов Алексиевский 1868-4.3.1874; Иоанн Семенов Сметанин 29.5.1874-1877; Михаил Александров Нифантов 28.10.1877-21.2.1885; Николай Прибылев 1891 г.
Члены церковно-приходского попечительства: с 1887 г. - Афанасий Манухин, Трофим Скоморохов, Иван Широкой, Василий Осюков, Максим Першин, Матвей Кривополенов, Демид Сверлов и Осип Кузнецов.

Библиография

Краткое историческое описание приходов и церквей Архангельской епархии. Вып. 2 - Архангельск, 1895. - С. 241-248.

Принятые сокращения
Обратная связь