Современное местоположение: Беломорский р., Республика КарелияИстория приходаВ приход входили: Сумский Посад (с приходскими храмами) и деревни Лапинская, Сумостровская и Ендогубская. В XV в. Сумская волость была присоединена к владениями Великого Новгорода, а в 1452 г. граотой Марфы Посадницы Сума была отдана во владение Соловецкого монастыря. Текст дарственной записи: "се яз Марфа, Исака Андреевича жена, и сын мой, Федор Исаков, дали есьми в дом Св. Спасу и Пречистой Его Матери и Св. Николы, на Соловки игумену Ионе и старцом, на море в Суме реке у часовни два лука земли, где Парфенка да Пернища живут, и на той земли деревни страдомыи, и пожни и лес полешей, и ловица водные и лешие озера; тыи два лука в дом Св. Спаса и Пречистой Его Матери и Св. Николы по сей данной моей грамоте володети Игуменом и старцом во веки; а поминати им мужа моего Исака, и родителей моих, да и детей моих; а ставити им обед на Дмитриев день". (Прим.: лук = 2 обжа, обж = 126 саж. длины и 32 ширины.) (Цит. по: Краткое…, с. 131-132.)
О пожаловании Сумы монастырю упоминается и в житии преп. Зосимы Соловецкого, где говорится, что, когда преп. Зосима приходил в Новгород с жалобой на "насельников боярских, и слуг вельможеских, и помещиков земли Корельския", то Марфа "даде монастырю его деревню при реце Суме". (Там же.) В 1476 г., по сообщению Соловецкой летописи, когда "Ливонского города Немцы православных христиан Греческаго закона почали изгонять и мучить, и тогда от их немецкого озлобления многие переселились в Новгородскую область на Заонежье и Соловецкое поморие; тогда и в Суму Имлянинов, Рогуев, Махилев, Сандальцев и иные поселились". (Там же.) По уничтожении Новгородского веча, права монастыря на владение Сумой были подтверждены царской грамотой от 1553 г. Сумская волость с этого времени называется Соловецкой вотчиной. Монастырь управлял Сумой и взимал повинности через своих старцев и мирских выборных людей. В числе других повинностей была и повинность рабочей силой. Например, в 1762 г. было взято для монастырских работ 11 здоровых человек (о чем говорилось в хранившемся в церковном архиве указе архимандрита Досифея). Сума стала главной поморской вотчиной Соловецкого монастыря, в которой сосредоточилось главное монастырское управление всеми вотчинами; здесь зимой жили соловецкие настоятели. Через Суму, как первый приморский пункт на пути из Новгородской волости, отправлялись богомольцы в Соловецкую обитель.
По учреждении штатов в 1764 г. у монастыря были отобраны все вотчины и переданы в ведение Коллегии Экономии. Во владении монастыря остались в Суме 4 пожни и подворье. Некоторое время, до 1793 г., это подворье служило местом пребывания архимандритов.
Возможно, первое упоминание о приходских церквях относится к 1553 г., когда в царской грамоте упоминались церковь Успения Пресвятой Богородицы и церковь Николая Чудотворца. Сначала Успенская церковь стояла за острогом, а в 1583 г. была перенесена в острог. В марте 1689 г. сумляне били челом соловецкому архимандриту Фирсу с братией о разрешении построить вместо обветшавшей деревянной Успенской церкви новую каменную с приделом в честь Соловецких чудотворцев. Архимандрит обратился к архиепископу Холмогорскому Афанасию, который и дал благословляющую грамоту на постройку церкви без придела. В грамоте от 1693 г. Афанасий, по челобитной сумского церковного приказчика Никифора Пашина, дает благословение и на построение придела.
5 марта 1765 г. сумские священники с причетниками и прихожанами донесли Преосвящ. Иоасафу, что имеющаяся в приходе шатровая деревянная церковь во имя свт. Николая, существующая более 200 лет, пришла в ветхость, и что прихожане просят дозволения построить новую церковь. Указ консистории за №372 последовал 6 марта. Церковь была построена и 15 октября 1767 г. освящена. В 1779 г. холмогорским крестьянином Ст. Петр. Скомороховым был сделан резной иконостас, за 150 руб. асс. В 1811 г. был устроен придел в Никольском храме во имя мчц. Параскевы.
В 1827 г., по просьбе причта, консисторией была выдана книжка для сбора денег на постройку второго этажа в каменной церкви и в нем престола во имя св. Иоанна Златоуста. Было собрано 1060 руб. Кроме того, любимский купец Иван Милов желал пожертвовать 2000 руб., но строительство почему-то не было начато.
Часовни: были во всех 4-х селениях прихода. Ендогубская часовня была построена в 1622 г.
Было также несколько крестов, перед которыми совершались краткие литии во время крестного хода вокруг посада в праздник преполовения (?).
В часовне под Никольским храмом почивали мощи преп. схимонаха Елисея Сумского, постриженника Соловецкого монастыря. Мощи были дважды исследованы. В первый раз с этой целью в 1668 г. был прислан из Москвы стольник А.С.Хитрово. В результате над могилой святого построили часовню. Вторичное расследование проводилось в 1710 г. по распоряжению архиепископа Холмогорского Рафаила, при соловецком архимандрите Фирсе. Память святого совершалась ежегодно в Суме 14 июня, в день пророка Елисея, и праздновалась подобно храмовому празднику. Накануне в часовне совершалось всенощное бдение по общей минее, а утром после литургии там же служился молебен преподобному с присоединением водосвятного молебна. Кроме того, каждый воскресный день после литургии служилась панихида в часовне, где поминалось имя схимонаха Елисея и еще 4 имени, возможно, его родственников: иеродиакона Сильвестра, Сильвестра, монахов Феофана и Наума, а также всех, чьи имена записывались богомольцами. По преданию, в одно время пол в часовне невидимой силой начал подниматься, и попытки привести его в надлежащее положение были напрасны. Тогда пол разобрали и нашли мощи святого с запиской в руках, на котрой были написаны эти имена. После этого чудесного события и началось совершение панихид.
В 1808 г. в Сумском Посаде по докладу преосвящ. Парфения было открыто духовное приходское училище. Об одном из воспитанников училища в указе о назначении псаломщиком было сказано: "… научился хорошо российской грамматике, первой и второй части арифметики, пространному катехизису, нотному обиходному и отчасти партесному пению, краткому церковному уставу и началам греческого и латинского языков" (Там же, с. 141). В 1814 г. училище было переведено в г. Кемь. Вместо него в Сумском Посаде в 1834 г. было открыто сельское училище.
В Суме был распространен раскол, проникший сюда из Пертозерского скита. Этот скит достиг своего наивысшего развития при наставницах Карташевых. В 1823 г. на Пертозеро прибыла из Петербурга дочь прапорщика Карташева Софья "в иночестве Анфиса, веры и церкви той, которая существовала до Никона (Там же, с. 142), как она заявляла на следствии. В 1837 г. прибыла в скит ее мать, Анна Карташева, в иночестве Домника, с сыном своим Григорием. При них раскол начал распространяться быстро и успешно. В 1842 г. было возбуждено против них дело, длившееся несколько лет и почти ничем не кончившееся. В 1849 г. было решено уничтожить скит, раскольников, живущих там, вернуть на прежние места жительства и отдать на увещание местного духовенства. Однако скит не был закрыт и существовал еще не одно десятилетие, получая крупные пожертвования из Москвы, от "ревнителей древнего благочестия".
7 июля 1870 г. Суму посетил великий князь Алексей Александрович. Он присутствовал на литургии, посетил часовню преп. Елисея, заказал молебен свт. Николаю. По возвращении в Санкт-Петербург великий князь прислал сумлянам подарок - небольшой ботик, который хранился под особым навесом.
29 июня 1885 г. в Суме побывал великий князь Владимир Александрович. После литургии, приняв хлеб-соль от местного общества и осмотрев местный отряд пограничной стражи, он проследовал на Повенец.
Приходская церковь имела свое судно "Св. Николай" для перевозки богомольцев на Соловки, но в 1885 г., когда начали ходить в Суму соловецкие пароходы, судно было продано.
Жертвователи: Иван Милов пожертвовал капитал в 500 руб.
Во время холеры 1848 (?) г. некто Башмаков, из сумских мещан, получивший звание санкт-петербургского купца, был намерен построить кладбищенскую церковь и богадельню. Церковь он не построил, но на его капитал в 10000 руб. асс., с добавлением общественной суммы, в 1834 г. было основано и содержалось одноклассное училище МНП. Ежегодно Башмаков посылал 200 руб. на бедных прихода. Он же пожертвовал две парчовые ризы.
Настоятели: Лука Андреев (1720)-1732 г.г.; Иаков Никонов (1) 1732-1749 г.г.; Иерофей Калинин (2) 1749-1772 г.г.; Андрей Алексеев (3) 1772-1776 г.г.; Матфей Сорокин 1776-1803 г.г.; Тимофей Никитин 1803-1807 г.г.; Петр Ануфриев 1807-1821 г.г.; Симеон Никитин 1821-1847 г.г.; Михаил Федоров 1847-1849 г.г.; Гавриил Лысков 1849-1862 г.г.; Петр Варфоломеев 1862-1881 г.г.; Алексий Васильев 1887-1892 г.г.
2-е священники: Алексий Иванов (1720)-1729 г.г.; Иаков Никонов (1) 1728-1732 г.г.; Иерофей Калинин (2) 1732-1749 г.г.; Матфей Никифоров 1749-1757 г.г.; Андрей Алексеев (3) 1757-1772 г.г.; Матфей Иерофеев 1774-1776 г.г.; Матфей Калинин 1776-1788 г.г.; Иван Калинин 1789-1797 г.г.; Гавриил Молчанов 1809-1814 г.г. (в 1804-1809 г.г. служил в Малошуйском приходе Онежского уезда); Иоанн Сорокин 1815-1819 г.г.; Михаил Павловский 1841-1843 г.г., вторично 1853-1858 г.г.; Алексий Ручьев 1858-1871 г.г.; Стефан Афанасьев 1871-1876 г.г.; Феодор Павловский 1876-1887 г.г.; Феодор Кононов 1887 г.; Михаил Тамицкий с 1887 г.
Диакон: Матфей Ерофеев 1767 г.
Церковный староста: Яков Вязьмин с 1887 г.
БиблиографияКраткое историческое описание приходов и церквей Архангельской епархии. Вып. 3 - Архангельск, 1896. - С. 131-144.
|