Современное местоположение: МО Коскогорское (?), Приморский р., Архангельская обл.История приходаПриход располагался в 35 верстах на северо-восток от г. Архангельска. Лодомское селение было основано выходцами из Пур-Наволока, впоследствии к ним присоединились несколько семейств из приходов: Вознесенского Архангельского уезда и Матигорского Борисо-Глебского Холмогорского уезда.
Первые, самые древние грамоты, относившиеся к истории прихода, погибли в 1613-1614 г.г. во время литовского набега. Согласно более поздним грамотам, до 1536 г. в Лодомской волости не было своей церкви. Михаило-Архангельская церковь в Пур-Наволоке была труднодоступна, поэтому переселенцы через воеводу, князя Петра Саввина Чернокурцева, обратились к архиепископу Новгородскому и Псковскому Макарию с просьбой разрешить строительство в Лодме церкви во имя вмч. Георгия (грамота от 30 июня 1536 г.). Возможно, именно эта церковь упоминалась в памятной книге Лодомского прихода - теплая, деревянная, шатровая, на правом берегу р. Лодмы, впадающей в р. Кузнечиху. Церковь существовала 150 лет.
Спустя около 78 лет после постройки первой церкви, Двинская область подверглась нападению "литовских панов и русских воров", которые "жгли, мучили и побивали" жителей и "животы их грабили" (в источнике ссылка на грамоту от 1646 г. и публикацию в Архангельских епархиальных ведомостях, №9 за 1893 г., с. 187). Не избежала нападения и Лодма, где также бесчинствовали, - "церковную казу всякую пограбили", и какие "благословенныя грамоты были, с того литовского раззорения все грамоты изгибли" (ссылка на грамоту митрополита Новгородского и Великолуцкого Авфония от 10 февраля 1646 г.).
Жители Лодмы дали обет построить новый храм в благодарность за избавление от опасности и обратились за архиерейским благословением. В ответ на их просьбу были даны две грамоты от Нектария, архиепископа Вологодского и Великопермского от 21 марта и 21 апреля 1614 г. с разрешением рубить лес и строить обетный храм во имя Богоявления Господня. Освящать храм поручили священнику Архангельского собора Роману Стефанову Попову. Храм был освящен в 1630 г. Он стоял неподалеку от р. Лодмы, возле церкви вмч. Георгия.
Со временем берег реки подмыло, что стало угрожать и без того уже ветхим храмам. В 1676 г. прихожане испросили у митрополита Новгородского и Великолуцкого Корнилия разрешение разобрать Богоявленскую церковь, запасти лес и построить из него новую Богоявленскую церковь на новом месте. Вероятно, в том же году церковь была построена. Ремонты 1827 г. и 1863 г. изменили облик храма, он значительно уменьшился в размерах и снаружи напоминал часовню. Алтарь занимал 2 кв. саж. (около 4,5 кв. м), средняя часть храма - 4,5 саж., паперть - 2,5 саж. Утварь и сосуды были незатейливые, но древние. Иконы, вероятно, современные самому приходу, во второй половине XIX в. были покрыты медными посеребренными ризами, очень ценились и почитались народом.
В 1686 г. Георгиевская церковь также была разобрана и вместо нее, по благословению архиепископа Афанасия, на новом месте, чуть дальше от реки, построили новую церковь. Она была освящена в 1688 г. ключарем Холмогорского Спасского собора Алексеем и диаконом Иваном.
В 1710 г. приходской священник Иаков Никифоров писал челобитную архиепископу Рафаилу: "В нынешнем 1710 г. июля в 14-й день, волею Божиею, во время бурное, от молнии на Георгиевской их церкви крест сломило и главу расшибло и шатер местами ломало и в церкви святыя иконы палило и ломало ж и на помост бросало и тябла поломало и паникадило медное большое разбило и в церкви и во олтари во окнах окончины прибило, только стен в церкви и во олтаре престола и жертвенник нерушило" (в тексте ссылка на грамоту Рафаила Холмогорского и Важескго от 14 июля 1710 г. и Памятн. кн., лист 3. См. Краткое…, с. 155). Этот случай произвел, видимо, сильное впечатление на прихожан, т.к. с тех пор они ежегодно в этот день ходили с молитвой и крестным ходом по пожням и полям.
В приходе хранилась деревянная дарохранительница, изготовленная по повелению архиепископа Афанасия и по заказу "Архангельскаго городу Духовных дел закащика Спасскаго собора протопопа Каллиника" (ссылка на грамот. архиеп. Афанасия от 29 марта 1694 г.)
Прихожан к 1 января 1894 г. было 1446 человек. Некоторые жители прихода придерживались беспоповских взглядов, чему способствовало общение с первосоломбальскими раскольниками, у которых лодомцы квартировали во время перевозки дров с о. Шилова в Архангельск.
Священники: Никита Семенов (упоминался в писцовых книгах князя Василия Андреевича Звенигородского 1587-1588 г.г.); Косма Алипиев (упоминался в писцовых книгах Мирона Вельяминова); Силуан Козмин (дьячок в 1631 г., в 1639 г. упоминался как священник); Феодор Марков 1672 г.; Иаков Никифоров 168..-1714 г.г.; Семен Яковлев с 1714 г. (сын предыдущего священника, умер в монашестве); Климент Аникиев 1733 г. (сгорел в доме со всем семейством); Иоанн (Иванов?); Феодор Гаврилов 1744-1756 г.г.; Иоанн Федоров 1756 г.; Стефан Иванов Незговоров 1757-1762 г.г.; Петр Федоров Козмовский 1763-4.2.1799; Иоанн Алексеев Володимеров 1802-15.5.1815; Василий Федоров Назарьин (служил полгода и в декабре 1815 г. был определен в монастырь); Герасим Григорьев Гагарин янв. 1816-1827 г.г. (утонул, переезжая р. Лодму напротив Часовенской дер.); Иоанн Петров Титов 21.5.1827-1835 г.; Иаков Петров Сампсонов по апр. 1849 г.; Иоанн Тимофеев Терентиев по июнь 1850 г.; Евлампий Яковлев Сампсонов до 31.5.1851; Василий Михайлович Ключарев 31.5.1851-март 1869 г.; Иосиф Васильевич Никифоров 15.3.1869-29.3.1875 (по день смерти); Евгений Васильевич Никифоров 18.6.1875-1.10.1891.
Староста: крестьянин Михаил Швецов 1887 г. БиблиографияКраткое историческое описание приходов и церквей Архангельской епархии. Вып. 1 - Архангельск, 1895. - С. 152-158.
|