Современное местоположение: Сысольский р., Республика КомиИстория приходаЦерковь Рождества Пресвятой Богородицы, построена в 1791 г. тщанием прихожан, освящена 16 июня 1792 г. Холодная. Престолы: во имя Рождества Пресвятой Богородицы; в приделе - во имя свт. Стефана Пермского. Церковь во имя Афанасия и Кирилла Александрийских, построена в 1773 г. тщанием прихожан, освящена 9 сентября 1774 г. Теплая. Престолы: во имя Афанасия и Кирилла Александрийских; в приделе - во имя мчч. Флора и Лавра. Обе одноэтажные, деревянные, с деревянной особой колокольней.
В 1829 г. началось строительство новой каменной двухэтажной церкви, во имя Рождества Пресвятой Богородицы. В верхнем этаже - холодный храм, освящен в 1841 г., в нижнем этаже - теплый, освящен в 1834 г. Престолы: в холодной - главный, в честь Рождества Пресвятой Богородицы, два придела: по правую руку в честь мчч. Флора и Лавра, и по левую - в честь свт. св. Тихона Амафунского. Приделы освящены: первый в 1849 г., а второй в 1850 г. В нижней церкви был один престол, в честь святителей Афанасия и Кирилла Александрийских.
К концу 19-го века кроме каменной существовала еще вторая церковь, во имя св. Стефана Пермского, одноэтажная, в полуверсте от первой. В 1896 г. она была разобрана до основания, и в 1897 г. вновь отстроена и покрыта листовым железом по плану, утвержденному Строительным Отделением Губернского Правления. По новому плану назначено было три престола: во имя свт. Стефана Пермского; во имя иконы Божией Матери Всех Скорбящих Радости; во имя вмч. Пантелеимона.
В церкви хранилась икона св. Стефана Пермского, которая издревле почиталась как чудотворная, с частицею св. мощей. Были установлены крестные ходы с этой иконой: по своему приходу дважды в год - в Пасху и в июне месяце. С этой же иконой Указом Св. Синода от 13 Июля 1862 г. за №3535 дозволено было отлучаться и в другие приходы Усть-Сысольского и Яренского уездов для совершения молебнов сроком на шесть недель. Такие отлучки бывали нечасто, они зависели от воли жителей. Прихожане Ибского Вознесенского и Межадорского Введенского приходов, по древнему обычаю, принимали св. икону ежегодно, прихожане Чухломского Крестовоздвиженского прихода принимали ее через год. В Вотчинский приход ежегодно приносили икону Введения во Храм Божией Матери из Межадорского прихода в первый воскресный день после Петровского Поста.
Деревянные часовни в деревнях: в Велпоне; в Вадыбе; в Серносе; в Кунибе.
Приходской священник Прокопий Шаламов составил Церковно-историческое описание Вотчинского прихода Усть-Сысольского уезда, Вологодской губернии. Он описал часовни прихода:
"Так при деревне Вадыбской, отстоящей от приходской церкви в 3-х верстах, существует часовня в честь Святителя Николая Мирликийского Чудотворца, в честь и память пророка Илии и св. Мучеников Флора и Лавра.
В деревне Велпонской, отстоящей в 2-х верстах от приходской церкви, существует часовня в честь святителя Тихона Амафунтского, в честь Божией Матери Владимирской и в честь святого Великомученика Георгия Победоносца.
При деревне Серносской, отстоящей от церкви в 5 верстах, существует часовня в честь Рождества Пресвятой Богородицы и в честь Происхождения Честных Древ.
В деревне Кунибской, отстоящей в 7 верстах от церкви, существует часовня в честь первоверховных Апостолов Петра и Павла, Усекновения Главы св. Крестителя Господня Иоанна и священномученика Власия, Епископа Севастийского.
Все вышеупомянутые часовни открыты с давних лет по благословению Епископа Лаврентия Велико-Устюжского, по указу от 30-го января 1731 года.
По размерам часовни просторны, по виду и архитектурности приличны и служат главным украшением деревень и поселков.
Кроме перечисленных часовен существует в глуши среди дремучего леса, в расстоянии 20 верст от приходской церкви, в поселке Паниельском молитвенный дом, в виде часовни в скромных размерах, в честь и память святого Крестителя Господня Иоанна; открыт сей молитвенный дом населением с давних лет с согласия прежних священноцерковнослужителей. Во всех часовнях имеются святые иконы и колокола; во дни учрежденных праздников отправляются местным Вотчинским причтом молебствия."
БиблиографияНА РК, ф. 230, оп. 1, д. 335, л.л. 166-168.
|