Лявленский приход

Современное местоположение:  Приморский р., Архангельская обл.

История прихода

Приход располагался на левом берегу Северной Двины. В древности здесь находился монастырь, основанный во второй половине XIV в. До 1641 г. монастырь был самостоятельным, а затем перешел в ведение Сийского монастыря в связи со следующими событиями. Ненокский иерей Павел Кочуров, изгнанный за некие проступки из прихода, решил попасть в Лявленский монастырь на праздное место духовника. Он обратился к царю Михаилу Феодоровичу с челобитной, в которой просил, чтобы велено ему было служить у церкви Пресвятой Богородицы, что в Лявле, не упомянув о монастыре. Ходатайство было удовлетворено, о чем говорилось в грамоте от 2 февраля 1641 г. (копия грамоты хранилась в Сийском монастыре). Управлявший монастырем старец Иов с братией решились искать защиты у царя и в своей жалобе изобличили Кочурова в обмане. В ответ на это ходатайство Михаил Феодорович послал Холмогорскому стольнику грамоту, в которой предписывалось между прочим поручить наблюдение над Лявленским монастырем и его имуществом игумену Сийского монастыря Ионе.
Спустя недолгое время Лявленский монастырь стал считаться пустынью, и в нем проживал только один монах от Сийского монастыря, которому в помощь для совершения богослужений давались дьячки и пономари. В 1765 г. Лявленская пустынь была обращена в приходскую церковь с назначением причта, а прихожанами стали жители окрестных селений, приписанных до этого к Княжестровскому приходу.
В приходе было две церкви. Одна каменная, в честь Успения Божией Матери, построена в 1804 г. архангельским купцом Андреем Харитоновым. Главной святыней храма была икона Успения Богородицы (6 четв. х 5 четв.) в сребропозлащенной ризе (28 фунтов). На обратной стороне иконы виднелись выжженные пятна. Существовало предание о том, что икона находилась в сгоревшей когда-то церкви, причем во время пожара она чудесным образом спаслась и явилась на березе. По другому преданию, это была напенная икона, т.е. явившаяся на пне и перенесенная торжественно священниками в церковь, с совершением множества разных чудес. В трапезе церкви, на южной стороне, находился теплый придел во имя свт. Митрофана Воронежского.
Вторая церковь - во имя Успения Пресвятой Богородицы, деревянная, шатровая. Построена была в 1581 г. новгородской посадницей Анастасией над могилой ее брата Стефана, бывшего, вероятно, иноком Лявленского монастыря. С 1805 г. по 1845 г. богослужения в этой церкви не совершались из-за ветхости здания. В 1844 г. храм посетил архангельский военный губернатор маркиз Александр де Траверсе и пожелал за свой счет отремонтировать эту святыню. Объясняли это тем, что жене маркиза как-то ночью было явлено некое видение и предсказано, что ее тяжело больной сын выздоровеет, если ее муж восстановит древнюю церковь в Лявленском приходе. Узнав об этом, маркиз тотчас же приступил к делу и в 1845 г. привел эту церковь в надлежащий вид снаружи и изнутри. Тогда же был устроен новый небольшой иконостас хорошей работы, вызолоченный на полимент.
После возобновения храм был переименован из Успенского в Никольский, т.к. существовавшая тогда Никольская деревянная церковь обветшала и подлежала закрытию. Обновленный храм был освящен 1 июля 1845 г. Преосвященным Георгием в присутствии военного губернатора де Траверсе и других военных и гражданских чинов и при многочисленном стечении народа. В 1886 г. храм был перекрашен, покрыт железом и обнесен деревянной оградой на средства крестьянина Ухтостровского прихода Илариона Ермолина. Важнейшей святыней храма, столь же древней, как и он сам, была икона Успения Божией Матери (2,5 арш. х 2 арш.) в сребропозлащенной ризе (28 фунтов), изготовленной в 1861-1862 г.г. из разных привесов к иконе. Эта икона считалась чудотворной, хотя никаких сведений о ее происхождении не было.
В нескольких саженях от алтаря церкви находился выкопанный в давние времена святой колодец. Над ним был устроен амбар с двумя отделениями - мужским и женским, где набожные люди умывались и обливались.
Прихожан к 1 января 1894 г. было: 470 мужского пола и 495 женского. Проживали они в 10-ти деревнях.
В приходе имелись также приписная Никольская церковь в д. Зачапинской (в 1 версте от приходских храмов, деревянная) и часовня во имя св. Иоанна Богослова в д. Бабанеговской (5 верст от Лявли). Эти церковь и часовня до 20-х годов XVIII в. составляли одну двухэтажную часовню, находившуюся в д. Лявлестровской (на острове на Северной Двине). Весенние разливы вынудили крестьян этой деревни выселиться на берег, причем одни поселились в д. Зачапинской и перенесли сюда один этаж часовни, другие - в д. Бабанеговской, куда перевезли вторую половину часовни. К зачапинской часовне в 1751 г. был пристроен алтарь и освящен в 1753 г. во имя свт. Николая Чудотворца. В церкви литургия совершалась в первое воскресенье после Недели всех святых, причем после утрени в приходской церкви совершался крестный ход в Никольскую церковь.
Церковный староста: Никита Уткин 1887 г.

Библиография

Краткое историческое описание приходов и церквей Архангельской епархии. Вып. 1 - Архангельск, 1895. - С. 178-182.

Принятые сокращения
Обратная связь