Лопатинский Рудник
Всего каких-то 150 миллионов лет назад, во времена юрского периода,
когда на территории нынешней Московской области простиралось бескрайнее море,
здесь во множестве обитали закрученные в свои раковины немногословные аммониты,
ныряли и резвились шустрые зубастые ихтиозавры.
Всего каких-то 15 лет назад, когда доисторическая живность
давно уже сошла с арены истории, здесь еще обитала колония огромных экскаваторов.
Стальные чудовища, жадно вгрызались в донные пески древнего моря
и с грохотом наполняли продуктами своей жизнедеятельности
бесконечные железнодорожные составы.
Времена и тех, и других монстров безвозвратно ушли,
чудища, как и положено динозаврам, вымерли,
но если органические скелеты первых обнаружить, порой, еще можно,
то металлическим скелетам вторых уже назначено последнее свидание
с плавильной печью.
Достопримечательности
- Ископаемые окаменелости юрского и мелового периодов
- Инженерные сооружения второй половины 20-го века
- Уникальный рукотворный ландшафт
Общая информация
Лопатинский рудник занимает обширную территорию к востоку от города Воскресенска,
которая, с известной долей условности, может быть названа ромбом с вершинами
в поселках Лопатинском и Фосфоритном и в деревнях Максимовской и Бернякове.
Большая его часть, на первый взгляд, на рудник совершенно не похожа.
Местность здесь вообще слабо похожа на что-либо еще в средней полосе России -
странные песчаные пустыни; разноцветные - черные, белые и красноватые барханы;
фрактальные нагромождения маленьких сопочек, поросших частыми сосенками;
множество глубоких и чистых озер, не обозначенных ни на одной карте...
Все это - следы еще недавней бурной деятельности человека.
Все это - не более чем гигантские заброшенные карьеры Лопатинского рудника.
Карьеры Лопатинского рудника - место для Подмосковья уникальное.
Здесь и сегодня встречаются настоящие динозавры. Точнее, водные ящеры – ихтиозавры.
Было время, целые скелеты этих доисторических существ перемалывались
мощными ковшами рудничных экскаваторов. Дела до них никому особого не было -
разрабатывалось месторождение не динозавров, а фосфоритов.
Динозавры, впрочем, попадались не так уж и часто. Другое дело -
живность помельче. Достаточно было копнуть буквально в произвольном месте отвала,
чтобы обнаружить какую-нибудь доисторическую раковину.
Одних аммонитов в Лопатинских карьерах найдено более 35,
а двустворок - более 45 видов,
плюс к этому - белемниты, брахиоподы,
губки, морские ежи...
Полный список ископаемой живности (в основном, юрского периода)
насчитывает почти 150 различных наименований! Научная общественность била тревогу -
под ковшами экскаваторов погибал настоящий "Парк Юрского Периода".
Но то, что было не под силу остановить "гнилой интеллигенции",
оказалось элементарной задачей для "новой рыночной экономики".
Как-то вдруг, совершенно неожиданно, получилось, что одно из крупнейших в Европе
месторождений ценнейшей для сельского хозяйства субстанции (фосфоритов)
оказалось решительно нерентабельным. Поражающая размерами и сложностью
техника, зачастую импортная, как выяснилось, годится лишь на металлолом.
Так, в результате очередного изменения климата - на этот раз, экономического -
в Подмосковье вымерло еще одно, новейшее, поколение динозавров,
с виду гораздо более надежных и долговечных, чем их предшественники.
Хозяйке на заметку: работы по демонтажу последнего экскаватора
должны начаться со дня на день. С визитом имеет смысл поторопиться.
Что же, собственно, представлял собой Лопатинский фосфоритный рудник
в годы своего функционирования? Егopьевскoе фoсфopитнoе местopoждение
известно еще с начала тpидцатых гoдoв двадцатого века. Промышленная выработка
началась уже в августе 1932 года. Особенность местopoждения заключалась
в неглубоком залегании относительно мягких пород, что предопределило
способ добычи (открытый) и тип используемой для этого техники.
По совокупности условий на Лопатинском руднике было показано
применение так называемых многоковшовых экскаваторов
(зачастую, собирательно именуемых абзетцерами),
обладающих повышенной производительностью.
Многоковшовый экскаватор - удивительное инженерное сооружение,
поражающее воображение дикой и первобытной мощью и красотой.
Вещь эта более всего напоминает космический корабль внеземного происхождения,
и, одновременно с этим, половозрелую матку какого-то гадостного насекомого
в масштабе, порядка, 5000:1.
На карьерах работали все основные виды многоковшовых экскаваторов -
двигающиеся по рельсам, перемещающиеся на гусеницах, и, наконец, экскаваторы,
предпочитающие шагать "приставным" шагом. Рельсовые монстры укомплектовывались
специальной машинкой - путепередвигателем, умеющей передвигать железнодорожное полотно.
Именно эти экскаваторы были распространены на Лопатинском руднике наиболее широко
и представителя именно этого семейства пока еще можно увидеть
в его естественной среде обитания.
Каждый карьер рудника представлял собой длинный (до 5 км) ступенчатый желоб,
по одной из ступенек которого, из одного конца карьера в другой,
были проложены параллельные друг другу железнодорожные пути.
По двум из них перемещался упомянутый выше экскаватор, или сразу несколько.
По третьему - грузовой состав, наполнявшийся рудой. Технология ландшафтостроения такова -
медленно двигающийся экскаватор срезает своей многоковшовой лентой
так называемые вскрышные породы и по длинной (30-70 метров) стреле
сбрасывает их в отвал. По выработке рудоносного горизонта
рельсы вместе с экскаватором параллельно переносят в обратную от отвалов сторону,
и все начинается сначала. В результате образуется множество длинных (до 5 км)
параллельных песчаных гряд, высота которых может достигать 50 метров.
Самые удаленные от карьера гряды заравнивали специальными агрегатами,
получавшиеся при этом песчаные поля засевали стройными рядами сосен.
Комплекс этих мероприятий
привел к созданию невероятного ландшафта.
Длинные и глубокие желоба карьеров перемежаются длинными и высокими
песчаными грядами, переходящими постепенно в плоские как стол
песчаные поля, геометрично засеянные соснами. Невдалеке от карьеров
поля эти напоминают обыкновенные огороды - высота саженцев не превышает
нескольких десятков сантиметров, но если продолжать двигаться перпендикулярно
линии карьера возраст посадок начинает постепенно увеличиваться,
покуда не достигает 60-70 лет. Увеличивается не только возраст, но и высота,
и вот, мечта друида - огород становится настоящим лесом! Для полноты картины
необходимо учесть, что рудник, по большей части, заброшен,
а многие старые карьеры и другие техногенные впадины затоплены.
В результате этих процессов на местности образовались десятки
глубоких озер с песчаными берегами и чистейшей водой,
большая часть которых, вдобавок, не обозначена ни на одной карте.
Все это делает Лопатинские карьеры одним из самых интересных и необычных мест
в Подмосковье.
Как добраться
В целом,
Лопатинский рудник расположен примерно на равном расстоянии
от Москвы и Рязани чуть к востоку
от города Воскресенска, что в Московской области.
К разным частям рудника удобнее добираться с разных сторон и разными способами.
В данном случае мы рекомендуем исключительно пеший вариант перемещения,
поскольку именно так, с нашей точки зрения, удастся в полной мере
прочувствоваться духом местности.
На своих двоих.
От Москвы до пл. Москворецкая - электропоездами Рязанского направления
(с Казанского вокзала, от платформ Электрозаводская, Новая или от станции Выхино)
на Голутвин и Рязань. От платформы идти в генеральном направлении на восток,
вверх по течению речки Семиславки. Всего ходу до начала карьеров около 5 км
по нормальной лесной дороге с колеей. Дорога, уже в лесу, пересекает Семиславку дважды,
потом вливается в бетонку, служащую в данном месте условной границей рудника.
Последний уцелевший экскаватор - по бетонке направо (на юг) где-то в полукилометре.
Существует также отличная тропа (гораздо более приятная, чем дорога от пл. Москворецкой)
от поселка Строителей (близ пл. Цемгигант, конечная остановка автобуса №4), однако найти ее сложнее.
Кроме того, есть тропа из окрестностей станции Шиферная (больше электропоездов),
но она проходит севернее и по ней попадать к последнему экскаватору менее удобно.
Общественным транспортом.
От Москвы до пл. 88-й км - электропоездами Рязанского направления
(с Казанского вокзала, от платформ Электрозаводская, Новая или от станции Выхино)
на Вoскpесенск, Шиферную, Голутвин и Рязань.
Оттуда пешкoм дo автoвoкзала (пo хoду пoезда напpавo через мост и впеpед).
Далее автобусом №24 "Воскресенск - Фосфоритный",
в ходу буквально круглые сутки (с 4 утра до 10 вечера),
около 30 рейсов в день. Также можно воспользоваться автобусами
№22 "Воскресенск - Ёлкино" и №37 "Воскресенск - Ёлкино - Медведка",
каждый из которых очень удобен, но имеет лишь по 4 рейса в день.
Также на станции Воскресенск можно пересесть на электропоезда кольцевого направления,
следующие в Егорьевск и Куровскую (в сумме около 8 отправлений в день),
до остановок Лопатино, Берендино, Хорлово, Рудниковская - по выбору.
Далее пешком. Повторимся, приятнее и полезнее идти пешком с самого начала (см. выше).
Личным транспортом.
Автомобильные дороги подходят как со стороны Воскресенска,
так и со стороны Егорьевска. К последнему уцелевшему экскаватору
следует двигаться от деревни Ёлкино через Новочеркасское,
далее в генеральном направлении на запад - юго-запад,
по бетонке приемлемого качества. Объект расположен
чуть к югу от уреза 112,8 на речке Семиславке,
пока виден издалека.
|