Малоярославецкий укреплённый район
Расположен в западной части Малоярославецкого района Калужской области.
Наиболее доступная любопытствующим часть укрепрайона находится у села Ильинское
и вытянута вдоль правого берега речки Выпрейки,
чуть выше места ее впадения в реку Лужу.
Достопримечательности
- Фортификационные сооружения 1941 года постройки -
характерный образец советской полевой фортификации середины 20-го века
- Музей, посвященный истории боёв под Ильинским в середине октября 1941 года
Страницы истории
Малоярославецкий укреплённый район (УР) - один из четырёх УРов,
на которые была разбита Можайская линия обороны.
Этот оборонительный рубеж с запада от Москвы начали строить летом 1941 года, после начала Великой Отечественной войны.
Строительство велось, в значительной степени, силами мобилизованных на эту работу горожан.
Для требующих квалификации работ были привлечены, помимо инженерных войск, специалисты московского метростроя.
| | |
Малоярославецкий укрепрайон. ОРПК на территории музея в Ильинском. Фото А.Бокарёва. | Малоярославецкий укрепрайон. ОРПК на территории музея в Ильинском. Фото А.Бокарёва. |
Масштабы этих фортификационных работ впечатляют. Одновременно с Можайской линией строились укрепления
непосредственно на окраинах Москвы, а также возводился Ржевско-Вяземский оборонительный рубеж.
Последний по всем параметрам - общему масштабу земляных работ, количеству огневых точек,
степени оборудования позиций - превосходил Можайскую линию. Однако и на последней были выкопаны
десятки километров противотанковых рвов, сооружена не одна сотня бетонных ДОТов.
Основная полоса Можайской линии протянулась с севера на юг от низовий реки Ламы,
через Ярополец, Бухолово, Болычево, Бородино, Юрлово, Троице-Илемну, Ильинское-Рыбино
до Полотняного Завода на Угре.
Малоярославецкий УР перекрывал Варшавское шоссе у села Ильинского.
Его основная позиция протянулась на север от Ильинского вдоль реки Лужи
и на юго-восток от Ильинского вдоль речки Выпрейки.
Позиции вдоль шоссе были укреплены сильнее,
удалённые участки на стыке с Можайским и Калужским УРами - слабее.
| |
Малоярославецкий укрепрайон. ДОТ у реки, боковая стенка. Фото А.Бокарёва. |
К октябрю 1941 года, когда началось решающее наступление немецких войск на Москву,
строительство Можайской линии было далеко от завершения. Были построены отнюдь не все ДОТы,
не закончены противотанковые рвы. Многие из тех ДОТов, что успели выстроить,
не были замаскированы и обсыпаны землёй. В большинстве ДОТов не были смонтированы
штатные артиллерийские и пулемётные установки, отсутствовали бронедвери.
Однако после прорыва немцами фронта и окружения в "вяземском котле" основных сил Западного фронта,
именно Можайская линия стала тем рубежом, на котором была предпринята попытка остановить наступающего противника.
Войск катастрофически не хватало, на Можайскую линию было брошено всё, что удалось собрать -
курсанты военных училищ, части с соседних фронтов, запасные полки. За те несколько дней,
пока немцы разделывались с окружёнными, удалось построить линию фронта только поперёк основных дорог.
Правда, октябрьские грязи и не способствовали попыткам глубоких обходов.
Два расположенных в Подольске военных училища -
пехотное и артиллерийское - были подняты по тревоге вечером 5 октября,
когда стали достаточно очевидны масштабы разразившейся катастрофы.
Передовые отряды курсантов попали на фронт под Юхнов уже 6 октября.
Основные же силы - три тысячи человек - заняли оборонительные сооружения Малоярославецкого УРа.
Расположились как на разводе - справа налево первый, второй, третий и четвёртый учебные батальоны пехотного училища.
Не стоит представлять подольских курсантов зелёными пацанами 17-18 лет.
Выпускникам училища предстояло стать офицерами, готовить их "с нуля" времени не было,
а потому на обучение в училище по ускоренной программе военкоматами отправлялись,
преимущественно, люди, уже имевшие опыт армейской службы и студенты старших курсов провинциальных ВУЗов.
Если бы не немецкий прорыв в октябре, в ноябре 1941 года курсанты бы закончили курс обучения
и отправились на фронт командовать взводами и ротами.
| |
Монумент в селе Ильинское. Фото А.Бокарёва. |
Артиллерию курсанты привезли свою - начиная от вполне современных противотанковых пушек,
и заканчивая музейными орудиями конца 19-го века. Чуть позже их усилили несколькими артиллерийскими полками.
Немецкие войска вышли к главной оборонительной полосе Малоярославецкого УРа днём 11 октября.
Прорваться через укрепрайон "в лоб", вдоль Варшавского шоссе, им не удалось.
Курсанты оборонялись отчаянно, наступавшие понесли большие потери.
Впоследствии, участвовавшие в боях под Ильинским немецкие танкисты
характеризовали бои на Выпрейке как самые тяжёлые за всю кампанию 1941 года.
Только 16 октября противнику удалось проломиться через занятые курсантами позиции
и выйти им в тыл, перерезав Варшавское шоссе между Малоярославцем и Ильинским.
В полуокружении курсантские части продержались ещё два дня, до вечера 18 октября.
Постепенно, уничтожая ДОТ за ДОТом, немцы оттесняли их к северу от шоссе.
19 октября стало ясно, что удержаться на Можайской линии не удастся -
противник прорвался через неё сразу в нескольких местах, занял Малоярославец, Боровск.
Наши войска были отведены на реку Нару, где линия фронта стабилизировалась.
Уцелевшие курсанты - в живых после полутора недель боёв осталось около пятисот человек -
были сняты с фронта и отправлены на продолжение обучения.
В таком масштабной военной операции, как битва за Москву,
невозможно выделить какой-то один единственный решающий момент.
Однако самоотверженная оборона наших войск на Можайской линии,
несомненно, является одной из наиболее ярких её страниц.
Подвиг подольских курсантов не был забыт.
В Москве и Подольске есть улицы, названные в их честь.
В Ильинском - месте наиболее ожесточённых боёв - в 1975 году
был открыт музей "Ильинские рубежи".
В деревянном доме музея - фотографии курсантов, расписанный по дням ход боёв.
Рядом построен обычный для 1970-х мемориал - небольшой курган с Вечным Огнём,
бетонная скульптурная группа. Братская могила,
в которой похоронена большая часть погибших курсантов, находится в посёлке Кудиново,
в нескольких километрах восточнее Ильинского.
День сегодняшний
До настоящего времени в Ильинском и его окрестностях сохранилось
более тридцати ДОТов и других
железобетонных фортификационных сооружений.
Два из них - орудийный полукапонир
и пулеметный ДОТ фронтального огня -
находятся на территории музея и поддерживаются в порядке.
В артиллерийском ДОТе даже установлено орудие.
Многие ДОТы, особенно удалённые от жилья, пустуют.
По полям и вдоль рек частично уцелели противотанковые рвы,
в окрестных лесах по весне хорошо просматриваются осыпавшиеся траншеи, ходы сообщения и ямы от блиндажей.
ДОТы Можайской линии обороны
строились по нескольким типовым проектам и похожи один на другой на всём протяжении линии.
Их бетонные коробки со стенами и перекрытиями метровой толщины отливались на месте.
Бетон заливался в деревянную опалубку, внутри наполненную арматурой.
Внутренняя сторона крыши выполнялась из металлических полос,
которые исполняли роль противооткольной защиты.
При попадании снаряда в крышу ДОТа они должны были защитить гарнизон
от ранений острыми кусками бетона, откалывающимися от внутренней части
деформировавшегося под ударом перекрытия.
| | |
Малоярославецкий укрепрайон. ДОТ на кладбище в Ильинском. Фото А.Бокарёва. | Малоярославецкий укрепрайон. ОРПК у шоссе, вид внутрь. Фото А.Бокарёва. |
Достаточно несложно выделить два типа сооружений -
орудийные и пулемётные ДОТы.
Их легко различить как по внешним габаритам, так и по размерам амбразур. В орудийных полукапонирах
амбразуры широкие, практически во всю фронтальную стену, а с тыльной стороны - не менее широкий вход,
через который внутрь закатывали пушку. Многие из ДОТов имеют отбойные стенки,
отходящие под тупым углом от фронтальной стены - они предназначены для частичной маскировки амбразур
и их защиты от флангового огня. Такая стенка есть, например, у орудийного ДОТа на территории музея.
Помимо ДОТов, на линии УРа можно встретить странные многогранные коробки
с узкими щелевидными амбразурами в нескольких стенах.
Это - наблюдательные пункты.
Многие из ДОТов Малоярославецкого УРа носят на себе следы боёв.
Амбразуры разворочены взрывами, на стенах заметны выбоины от прямых попаданий снарядов.
Сложно назвать другое такое место в окрестностях Москвы, где память о войне столь явственна.
| |
Малоярославецкий укрепрайон. ОРПК у шоссе. Арочная форма амбразуры - результат прямого попадания снаряда. Фото А.Бокарёва. |
Посещать подмосковные фортификационные сооружения лучше всего в сухую погоду весной или осенью.
Зимой ваши возможности что-либо увидеть будут ограничены из-за глубокого снега,
летом - из-за густо разрастающейся травы, а в сырую погоду из-за непролазной грязи.
Внутри самих ДОТов нет ничего интересного. Некоторые из них, стоящие вблизи жилья, забиты мусором.
В большинстве ДОТов в любую погоду грязно, сыро, холодно, темно и тесно.
Залезать внутрь их коробок, если такое желание не пропало, надо с осторожностью и внимательно,
чтобы не напороться на торчащий в неожиданном месте кусок арматуры или полосу противооткольного покрытия.
Натыкаться на острые металлические предметы - болезненно и вредно для здоровья.
Подземелий под ДОТами нет,
не ищите и не копайте - Можайская линия относится к полевым УРам,
в таковых подземелья отсутствовали.
Какие либо раскопки на местах боёв производить не рекомендуется,
тем более - раскопки из пустого любопытства. В лучшем случае вы не найдёте ничего,
кроме осколков, а в худшем - повстречаете ржавый снаряд или мину пенсионного возраста.
Что бы вы сделали на месте старой прогнившей железяки,
сделанной исключительно для убийства вам подобных
и лишённой такой возможности на протяжении многих десятилетий?
| | |
Малоярославецкий укрепрайон. Наблюдательный пункт в поле. Фото А.Бокарёва. | Малоярославецкий укрепрайон. ДОТ у музея в Ильинском, вид с тыла. Фото А.Бокарёва. |
Самое главное
Не забывайте - в этих местах, в этих самых бетонных коробках,
сражались и умирали за наше с вами право быть свободными людьми на родной земле наши предки.
Будьте почтительны к их памяти. Будьте достойны их.
Как добраться
Село Ильинское - центр укрепрайона,
с музеем и наиболее легко доступными ДОТами,
находится на 141-м километре Варшавского шоссе (автодороги А101),
на полпути между Малоярославцем и Медынью.
Музей и мемориал
располагаются в западной части села, на пригорке у моста через речку Выпрейку,
справа от шоссе по ходу из Москвы. ДОТы в изобилии разбросаны
как по самому селу, так и по окрестным полям и лесам.
Общественным транспортом.
От Москвы
регулярными электричками с Киевского вокзала
на Малоярославец и Калугу
до станции Малоярославец (время в пути: 2 часа 10 минут - 2 часа 20 минут).
Далее с автостанции, расположенной на привокзальной площади,
автобусом маршрута №101 до Ильинского
(около десяти рейсов в день (летом и в выходные дни чуть больше, зимой и в будни чуть меньше),
время в пути около 30 минут). Также для попадания в Ильинское и выбирания из него
пригодны все междугородные автобусы, следующие из Малоярославца по Варшавскому шоссе -
на Износки, Кондрово, Медынь,
Спас-Деменск и Юхнов
(всего около полутора десятков рейсов в день).
Личным транспортом.
От Москвы по Киевскому шоссе (М3)
до круговой развязки с Варшавским шоссе (А101),
далее направо, через Малоярославец,
до села Ильинское.
Имеется дорожный указатель на музей "Ильинские рубежи".
На байдарке.
В апрельское половодье добраться до Ильинского можно и водным путем,
сплавившись по живописной речке Луже
от села Кременского,
что расположено на дороге Верея - Медынь
(проезд от Медыни автобусами на Егорье и Передел, от 0 до 4 рейсов в день).
Вплоть до самой осени возможен сплав от Ильинского
до Малоярославца или станции Шемякино,
откуда регулярными электропоездами легко доехать
до Москвы и Калуги.
[Статья подготовлена А.Бокарёвым
специально для проекта "Малые Острова России"]
[Обработка фотографий - А.Тилипман]
|
|
| | |
|