|
| |
Пустынька. Фото Ю.Ковыршиной. |
Пустынька
В среднем течении реки Онеги,
что в Архангельской области,
на ее правом приподнятом берегу,
окруженном высокими холмами и глухими лесами,
расположился маленький поселок Пустынька.
С воды он кажется довольно ухоженным и обжитым,
хотя по реке - главной дороге в Пустыньку -
до ближайшего населенного пункта около 30 км.
Но сойдя на берег понимаешь всю обманчивость первого впечатления.
Сразу за рядом относительно благополучных прибрежных изб
начинается заброшенная и заросшая территория Пустыньского
психоневрологического интерната, закрытого совсем недавно -
в конце 90-х годов 20-го века.
|
| |
Пустынька. Благовещенская церковь, 1719 г. Фото Ю.Ковыршиной. |
Пустыньский интернат, в отличие от часто встречаемых заведений
такого типа, которые ещё совсем недавно любили селиться в полуразрушенных
монастырях и производили на обывателей и путешественников тягостное
впечатление, не был унылым и скорбным местом. Удаленность от большого жилья,
потрясающей красоты природа, мерный шум порожистой реки, вероятно, могли,
если не вылечить совсем, то успокоить и умиротворить больную душу.
Интернат был для Пустыньки "градообразующим" предприятием -
большинство местных жителей работало именно в нем.
Когда в силу ряда причин интернат закрыли, а больных
перераспределили по окрестным заведениям, то местные также
покинули Пустыньку и перебрались в ближайшие Североонежск и Плесецк.
Дома свои хозяева используют теперь как дачи
и возвращаются сюда лишь за грибами-ягодами, за охотой да рыбалкой,
благо всяких даров природы в округе предостаточно.
С высокого холма кажется, что посёлок жив до сих пор.
Спустившись вниз, легко убедиться в обратном...
От вида интернатских построек – жилых корпусов, столовой, библиотеки,
администрации, магазина, пожарной части – остается ощущение, что их
покинули в очень короткое время, как бывает при эпидемии или каком-нибудь
стихийном бедствии.
| | |
Пустынька. Читальный зал. Фото Ю.Ковыршиной. | Пустынька. Стулья с "Секретом". Фото Ю.Ковыршиной. |
Рядом с котельной высится неизрасходованная гора угля.
В библиотеке еще совсем недавно можно было "взять" почитать неплохие книжки,
которые ровненько стояли на стеллажах. Медпункт по-прежнему населен
множеством склянок с различными снадобьями. В жилых корпусах стоят
железные кровати и валяются кое-какие вещи бывших жильцов.
На складе лежит одежда, которую люди сдавали при поступлении в интернат,
а также письма, поздравительные открытки и фотографии различных времен.
Совсем не по себе становится, когда натыкаешься на медицинские карты,
паспорта или свидетельства о смерти.
| | |
Пустынька. Ворота в "Другой Мир". Фото Ю.Ковыршиной. | Пустынька. Ворота в "Другой Мир". Фото Ю.Ковыршиной. |
Сейчас все эти заброшенные строения постепенно ветшают – кое-где провалилась
крыша, прогнил пол, ко многим домам летом не подойти из-за высокой травы и
истлевших крылец и ступеней. Электричества в поселке давно уже нет,
хотя столбы с оборванными проводами всё ещё напоминают о былой роскоши.
Ближайшие окрестности Пустыньки не менее удивительны. По Онеге в этих местах
давно не ходит ничего значительнее моторной лодки, но по берегам еще встречаются
останки крупного судоходства. Несколько старых якорей обрели свое последнее
пристанище в прибрежных камнях. В лощине между холмами многозначительно
темнеет ржавая баржа.
| | |
Малые Суда России. Фото Ю.Ковыршиной. | Останки крупного судоходства. Фото Ю.Ковыршиной. |
Но это всё не главные достопримечательности Пустыньки.
На окраине поселка высоко над рекой стоит уникальная деревянная церковь.
Когда-то здесь был деревянный Ямецкий монастырь.
| |
Панорама Пустыньки. Фото Ю.Ковыршиной. |
Первое летописное упоминание Благовещенской Емецкой пустыни относится к 1592 году.
Однако известно, что уже в начале 16-го века эти места посетил инок
Пахомиевской Кенорецкой пустыни Антоний, подыскивавший место
для своего будущего монастыря. Для братии Емецкой пустыни Антоний
написал икону Благовещения (перевезенную впоследствии в Благовещенскую
церковь села Турчасово и утраченную во время пожара вместе с ней
уже в наши дни) и отправился на свои поиски далее.
| |
Пустынька. Фото Ю.Ковыршиной. |
Первое место для своего будущего монастыря он нашел, по легенде,
у слияния Емцы и Шелексы, где-то в 25 км от нынешней Пустыньки
на месте современного поселка Савинский. Но, не поладив с местными жителями,
которые не без оснований боялись, что новый монастырь заберет их земли,
он отправился дальше и основал дошедший до наших дней монастырь
на Михайловском озере. Озеро это находится в нижнем течении маленькой речки Сии,
по которой и монастырь, и его основатель получили прозвание Сийский.
Среди возможных дат основания Емецкой пустыни в литературе упоминаются
и первая половина 15-го и даже конец 14-го века. Что же явилось причиной
возникновения обители в месте столь глухом и отдаленном? Ответ на этот
вопрос подсказывает обычная географическая карта. Дело в том, что здесь,
всего лишь в 4 километрах от реки Онеги, рождается маленькая речка Емца,
текущая в перпендикулярном направлении и впадающая вовсе не в Онегу,
а совсем наоборот - в Северную Двину! Товарищи Новгородцы, хоть и не владели
современными картами, но со всей своей тягой к колонизации обладали
исключительным чутьем на подобные перемычки. По некоторым данным
Емецкий волок был разведан уже в 11-м веке! И обустройство в его начале
укрепленного опорного пункта выглядит шагом очень разумным.
| |
Пустынька. Фото Ю.Ковыршиной. |
Следует сказать, что места эти были заселены с незапамятных времен.
В результате археологических исследований здесь была обнаружена стоянка первобытного
человека датируемая II-I тысячелетием до нашей эры. В I тысячелетии
нашей эры места эти были заселены угро-финским племенем емь или ямь.
Именно этому племени обязана своим названием река Емца, а ей,
в свою очередь, и волок, и монастырь.
Вернемся к последнему.
Судя по документам конца 16-го века,
монастырь к этому моменту уже давно вел активную деятельность.
Его стараниями были сделаны мосты и гати, за проезд по которым
взимался дорожный сбор. В начале 17-го века пустынь владела
землями и промыслами на четыре версты вверх по реке и на пять верст
вниз по реке (до порога Большая голова). В Смутное время (1616 год)
монастырю досталось от польско-литовских захватчиков -
были убиты почти все монахи, а оставшиеся в живых влачили потом
жалкое существование.
Расцвет Ямецкой пустыни связан с именем иеромонаха Павла,
управлявшего обителью в 1718-1741 гг. Монастырь всегда был деревянным,
старая церковь Благовещения к тому времени обветшала, и на ее месте
в 1719 году была построена новая двухпрестольная церковь.
Нижний (теплый) храм был посвящен Благовещению, а верхний (холодный) -
Вознесению. Церковь - высокий четверик, с одним алтарем и достаточно редким
для культового строения завершением основного объема - простой бочкой.
Такая же бочка, только меньшего размера, завершает и пятистенную апсиду.
К четверику примыкает большая трапезная. Известно, что подобные храмы стояли
в Елгомской пустыни Каргопольского уезда и в деревне Филипповской на Почозере
(этот храм сохранился до нынешних времен, потеряв, правда, саму бочку).
Часовни с таким завершением стояли на Ольховском погосте и в деревне
Нижний Макромус (Маркомус) в нескольких километрах от Пустыньки.
На сегодняшний день Пустыньская церковь - единственная целиком сохранившаяся
постройка такого типа.
| |
Пустынька. Церковный замок. Фото Ю.Ковыршиной. |
После недолгого расцвета обители, оставившего нам Благовещенскую церковь,
дела монастыря опять пошли не самым лучшим образом, и в середине 18-го века
он был приписан сначала к более крупной Елгомской пустыни, а потом к
Спасо-Каргопольскому монастырю и вскорости был упразднен и обращен
в Ямецкий приход. Приходской Пустыньская церковь пробыла до конца 19-го века,
а в 1896-97 гг. при ней была образована женская община, ставшая впоследствии
монастырём, прожившим, опять же, не самую счастливую жизнь - его закрыли по
понятным причинам в 1920 г. Последняя насельница монастыря, как говорят
местные жители, похоронена на лесном кладбище (старое кладбище было, по
традиции, у церкви, а новое вынесено за пределы поселка).
Некоторое время храм пустовал. В 60-х гг. 20-го века в поселке был устроен
уже упомянутый психоневрологический интернат. Церковь была принята на баланс
и использовалась как склад. Возможно, это спасло её от быстрого разрушения.
За время своей жизни здание подвергалось как минимум одной значительной
переделке - в конце 19-го века была построена ныне существующая трапезная
и крыльцо. Храм стоит на высоком подклете, и, чтобы попасть внутрь, надо
подняться по лестнице, каждая ступень которой - толстенный брус примерно
20х20 см, хорошо отполированный ногами тех, кто жил здесь в течение
последних ста лет. Внутри сохранился потолок-небо из 16 граней, выкрашенных
в "небесно-голубой" цвет, а на промежуточных выбеленных тяблах нарисованы
восьмиконечные звезды. Особого упоминания заслуживают двери - низкие,
тяжелые, с кое-где сохранившимися старыми коваными замками.
Раньше тесовая обшивка церкви периодически выкрашивалась в белый цвет,
последний раз ее белили в 1980 г. Сейчас же это делать просто некому,
краска осыпалась, и за последнее время стены приобрели удивительный
серебристо-серый оттенок.
| |
Пустынька. Небеса деревянные. Фото Ю.Ковыршиной. |
Совершенно великолепен вид из окна трапезной на закат над Онегой,
сопровождаемый звуком клокочущей и бурлящей воды - ощущение полета,
не сходя с места, гарантировано.
| |
Пустынька. Луч света в темной палате. Фото Ю.Ковыршиной. |
За Пустынькой, вниз по течению, начинаются самые большие онежские пороги.
С ними связана особая веха в истории селения – Пустынька была последним
относительно спокойным местом, где останавливались люди перед трудным
участком пути. К сожалению, в 20-м веке, когда Онега стала использоваться
для лесосплава, самые крупные преграды были взорваны и сейчас подвиг
предков повторить в полной мере трудно. Лишь звучные имена порогов напоминают
об их былом величии: Дикая пьяница, Медвежьи зубы, Медвежья голова, Косуха,
Сундук с крышкой и, самый опасный, - Большая голова.
В завершение рассказа о Пустыньке остается упомянуть ещё одну небольшую
постройку, которую можно сразу и не заметить, а через несколько лет она может совсем
исчезнуть с лица земли. На берегу приютилась наполовину распиленная на дрова изба.
Если внимательно посмотреть изнутри на оставшиеся стены и потолок,
то становится ясно, что все обои, пейзажи на стенах, плафон - расписаны вручную.
Здесь, в этом доме, жил художник Григорий Колодяжный, человек со сложной
судьбой - просто так художники в столь отдалённых местах не появляются.
Так постепенно исчезает, зарастая высокой травой, ещё одно древнее северное
поселение, хотя, кто знает - может, это место заживет еще какой-то новой жизнью.
Но будет ли она лучше предыдущей...
[Статья подготовлена Ю.Ковыршиной и А.Тилипманом
специально для проекта "Малые Острова России"]
|
| | |
|
| | | |