Пянтег
Достоверной информации о Пянтеге, похоже, не существует.
Время основания села теряется в глубине веков. Кто основал - неясно, и даже само название,
хоть и звучит на местный лад, к известным угро-финским языкам не имеет отношения.
Была ли здесь крепость, или только городище? Кто построил церковь - пришлые славяне или крещеные аборигены?
Была ли она церковью изначально? Сплошные вопросы. Логично было бы, подобно Хармсу,
завершить этот текст фразой:
"Поскольку нам ничего про Пянтег не известно, то и писать о нем мы не будем".
Но место это всё же существует, так что попробуем, украшая текст вводными фразами, дабы успокоить специалистов,
описать увиденное и пересказать услышанное. Итак, есть мнение, что...
Общие мнения и домыслы
Есть мнение, что населенный пункт на высоком берегу Камы
появился в незапамятные времена - раньше всех прочих, доживших до наших дней.
И назвали его некие жившие здесь люди Пянтегом - на своём праязыке,
который, не имея ни письменности, ни сохранившихся устных памятников,
вряд ли будет когда-либо реконструирован, разве что физики с компьютерщиками научатся,
наконец, читать бесконечно затухающие колебания эфира и отпечатки звуковых волн на глине...
Впрочем, мы отвлеклись. До компьютеров ещё сотни лет - а человек уже здесь, на берегу.
Как бы поступили мы? Ну, поглядели бы вдаль, может, сказали бы "Ах!", ну, плюнули бы с обрыва...
Доматериалистический же человек, попав на такой удобный, такой дивной красоты берег, не мог удержаться -
тут же начинал городить городище. И со временем...
Есть мнение, что со временем Пянтег стал столицей Коми-Пермяцкого государства.
Во всяком случае, его положение на главной реке региона куда более выигрышно для решения внутренних дел,
чем у находящихся на выселках Покчи и Чердыни,
позже последовательно перехватывавших главенство. Как показали археологические находки,
с глобализацией торговли роль главных транспортных артерий стали играть ведущие на север и восток
реки Колва и Вишера.
Им сдала позиции река Кама, закрутившая свои верховья в бесполезное полукольцо.
К моменту появления в этих краях новгородцев и московитов (нач. XV в.),
а стало быть, и возникновения письменных источников, основанных не только на слухах,
Пянтег был уже просто большим селом, жившим охотой и рыболовством.
Вся торговля потекла через Чердынь, поэтому загадки Пянтега никого не волновали -
были дела поважнее: христианизация края, защита новых рубежей (Пянтег оказался в тылу),
построение вертикали власти (назначение воеводами местных князей препятствовало скорой и безоговорочной колонизации).
Впрочем, некоторые комментаторы свидетельствуют, что и Пянтег имел свою собственную крепость,
а кое-кто даже определенно выводит родословную
Богоявленской церкви от крепостной башни.
Все было возможно в те темные времена... А в какие "те"?
Есть мнение, что церковь
(кстати, с её посвящением тоже не всё ясно -
в источниках Богоявленская
присутствует наряду с Богородицкой)
была построена в 1612-17 гг. и является, таким образом, самой старой деревянной постройкой края.
Это, пожалуй, сейчас оспаривать не принято - есть версии и о XIV веке, но, почему-то, в основном, в рекламных текстах.
А вот вопрос о том, происходит ли Богоявленская церковь от крепостной башни, не устает беспокоить ученые умы.
То, что церковь находится на некотором расстоянии от городища
(кстати, почти незаметного на фоне местного рельефа) - это нормально, требования к фортификации менялись,
но место расположения храма, что удивительно, не тяготеет ни к оврагу с речкой, ни к возвышенности в центре села.
Наиболее логичным кажется предположение, что под церковь была приспособлена угловая башня крепости,
хотя использование в подобных целях проездной башни
(как, скажем, в Слободском) -
гораздо более стандартный прием.
На мысль о "крепостном" происхождении церкви наталкивает, в первую очередь,
ее уникальная для православного храма шестигранная форма,
столь характерная для оборонительных сооружений.
Внимательный осмотр выявляет целый ряд загадочных деталей. В бревнах шестерика
обнаруживаются вырубленные пазы и гнезда,
свидетельствующие о том, что ранее к основному срубу примыкали некие несохранившиеся пристройки.
Сторонники "храмовой" версии предполагают, что это было крыльцо с галереей, плюс еще что-то, не очень понятно что.
Приверженцы "башенной" версии, напротив, считают, что это была пара примыкающих стен, плюс, разумеется,
еще что-то, не очень понятно что. Обе теории подразумевают,
что ранее постройка имела шатровое завершение -
то ли с ярусом звона, то ли со смотровой площадкой, но когда оно было утрачено - ещё один вопрос.
Каждая из описанных теорий не лишена здравого смысла, но подробное их раскрытие и сравнительный их анализ
в рамках настоящей статьи этого здравого смысла определенно лишен.
Нельзя сказать, что Пянтегом совсем никто не интересовался:
с 1980-х годов археологи активно копают городище
и склон близ церкви, а неархеологи, видимо, копали всегда, да и сейчас тоже:
небольшой скверик у церкви изрыт свежо и сильно. Но копают незнающие, а знающие просто подставляют карманы:
после дождей с обрыва в Каму текут ручьи золотых монет, вымываемых из культурного слоя.
Об этом поведали два коренных пьянтежца, отдыхавшие в скверике с бутылочкой...
нет, не портвейна № 33, а настоящего "Токайского". Отчего бы и не поверить?
Такое загадочное место...
Достопримечательности
- Богоявленская (Богородицкая) деревянная церковь, предположительно 1612-1617 гг.
- Церковь Ильи Пророка, середины 19-го века
- Городище, не позднее конца 16-го века
Как добраться
| |
Пянтег. Церковь Ильи Пророка. Фото В.Шелемина. |
Общественным транспортом.
От Перми или Соликамска
автобусами до Чердыни
(несколько раз в сутки, годятся рейсы на Чердынь и Ныроб),
оттуда автобусом до цели (утром и вечером по пн, ср, пт),
см. расписание по ссылке.
Особо продвинутые могут обойтись без Чердыни,
а пересесть на 10 км раньше, в Рябинино - если повезет.
Автомобилем.
С трассы Соликамск - Чердынь
свернуть в Рябинино налево сразу за мостом через Вишеру,
затем по главной дороге через поселок. Через 6 км - развилка на Пянтег и Корнино (без указателя),
нам налево. Ещё через 26 км мы у въезда в Пянтег. До этого места дорога проходима безусловно -
жесткий грейдер, местами с песочком. Сам Пянтег состоит из двух микрорайонов на берегах оврага,
причем строители не выбирали площадку поровнее - строили под градусом, отчего село имеет своеобразный вид.
(Впрочем, в тех местах есть и другие аналогичные поселения - например, Пыскор.)
Улица, соединяющая берега оврага - старинная булыжная мощёнка,
если б не она - село было бы вынуждено поделиться на два независимых образования.
В сухую погоду можно проехать через всё село на любом автомобиле,
в мокрую с уверенностью сказать нельзя: глинистые колеи начинаются прямо от знака населенного пункта
и заканчиваются лишь метров через 500 на берегу оврага (упомянутая мощёнка).
[Статья подготовлена В.Шелёминым
специально для проекта "Малые Острова России"]
[Автор благодарит А.Тилипмана
за дополнения к настоящей статье]
|