Добавлено: 05.03.2007 12:17 Заголовок сообщения: про Желтую серию
Я многие желтые книжки прочитал относительно недавно ,однако по их прочтении ,несмотря на плохую полиграфию хочется посетить ,места совершенно недоступные и не отличающиеся количеством и качеством туристских объектов ,например Мезень или Пинегу :)) . Я думаю дело в том,что те книжки писали и рецензировали годами ,подбирали авторов и иллюстрации и т п . А нынешние серийные издания пишутся ,по -видимому, за неделю-другую . Это я про обсуждаемую сольвычегодскую брошюру ,а вообще о тенденциях в издательском процессе ,приводящем к засилью серийной макулатуры.
Зарегистрирован: 02.03.2007 Сообщения: 18 Откуда: Москва
Добавлено: 05.03.2007 14:42 Заголовок сообщения:
Извиняюсь, господа, но ваш пиетет к желтым книжкам разделить не могу. Они действительно сделали тогда свое важное дело. Многие за неимением достойных новинок до сих пор закрывают собой "дыры" в нашей культурной географии. Но считать их шедеврами... Были действительно весьма удачные, например книжки Борисова по ярославскому региону, другие. Но были и откровенные халтурные отписки с кучей ошибок и надуманных измышлений. Сейчас готовим большую поездку по Белоруссии, лопатим литературу. Есть желтая книжка Алексеева "По Западной Двине и Днепру". Местами не знаешь, плакать или смеяться. Про один из двух барочных костелов в Глубоком он рассказывать не будет, потому что тот был сильно перестроен в начале 20 века и его пышная барочность не более, чем имитация. А то, что перестройка его только улучшила, это атвор не понимает. Большой собор в Ефросиниевском монастыре в Полоцке построен в эпоху безвременья в архитектуре, это на рубеже 19-20 веков, когда было создано немало замечательных памятников. И т.д. Понятно. что это печать тех ошибочных взглядов, которые уже отвергнуты. А Вагнер с Чугуновым вообще обычно писали, что поздний храм портит вид, подразумевая, что лучше бы его снести. Так что маразма в желтых книжках навалом. И писались они не так сложно, как вы себе представляете. Я лично знаю немало любдей, которые в этом участвовали. Не было там никакого серьезного подбора авторов и рецензентов. все как всегда - кто-то кого-то позвал по знакомству, по общей работе... Конечно, сейчас низкопробной халтуры стало больше. Но просьба, различайте все же откровенную лажу вроде Егоровой и незатейливый, может быть в чем то упрощенный и без особых претензий продукт вроде того же Сольвычегодска или Рузы и Вереи из той же серии еще одного моего приятеля Саши Ракитина. Конечно можно было лучше, кто спорит. Но в сегодняшних условиях писание путеводителей для историков и искусствоведов стало просто заработком, а не средством самовыражения. К сожалению в своем профессиональном сообществе твоей гениальности в данном виде деятельности никто особо не оценит. Поэтому и получается, что основное внимание все уделяют своим основным трудам - статьям, монографиям, диссертациям, а путеводители пишутся левой пяткой. И здесь уже главная цель - не сделать его шедевром, а просто состряпать более-менее, не наделать откровенно грубых ляпов, дабы не было стыдно (пример Егоровой перед глазами). Порой ведь приходится писать про места, в которых не бывал. Кстати, было бы интереснее узнать ваше мнение по поводу "Хроники вандализмов" и "Мартиролога" из "Русской усадьбы" (я уже давал ссылку). Неужто и там вы не обнаружите ничего нового, дополняющего историю отечественной архитектуры? Вот уж никогда не поверю.
1. "Желтые книжки" шедеврами не считаю,
но не вижу ничего из современных изданий,
что можно было бы поставить в один ряд с ними.
Если Вы видите - укажите, пожалуйста, буду знать.
2. Ошибки в "желтых книжках", конечно, были.
Я уже об этом говорил. Однако, зачастую, это ошибки
"системные", а не заблуждения конкретных авторов.
3. Про подбор авторов я ничего не знаю и не говорил,
однако результат, на мой взгляд, налицо.
4. Продукцию Егоровой и Слезкина я различаю,
говорю об этом уже не в первый раз.
5. Нижеследующее - очень плохо.
Цитата:
Но в сегодняшних условиях писание путеводителей для историков и искусствоведов стало просто заработком, а не средством самовыражения.
Не в этом ли проблема? Не потому ли от современных путеводителей
не остается таких ощущений, как от "желтой серии"?
6.
Цитата:
К сожалению в своем профессиональном сообществе твоей гениальности в данном виде деятельности никто особо не оценит.
Ошарашен. А что, путеводители должны писаться для того,
чтобы профессиональное сообщество автора признало его гением?
На мой взгляд, если у автора в голове водятся подобные мысли,
то его популярные книжки читать строго не рекомендуется.
А, возможно, и научные тоже.
7.
Цитата:
Поэтому и получается, что основное внимание все уделяют своим основным трудам - статьям, монографиям, диссертациям, а путеводители пишутся левой пяткой. И здесь уже главная цель - не сделать его шедевром, а просто состряпать более-менее, не наделать откровенно грубых ляпов, дабы не было стыдно (пример Егоровой перед глазами). Порой ведь приходится писать про места, в которых не бывал.
Извините, но я не вижу смысла читать труды,
написанные левой пяткой. Конечно, это очень хорошо,
что Вы об этом так честно и открыто пишете,
но это ж насколько надо не уважать своих читателей,
чтобы писать для _них_, думая о своей работе таким образом?!
У меня практически нет слов.
Мое глубокое убеждение состоит в том,
что Знание - это лишь один из необходимых ингредиентов.
Другой обязательный ингредиент - это, прошу прощения за пафос, Любовь.
А Любовь - она живет в Сердце, а не в Левой Пятке.
Кстати, было бы интереснее узнать ваше мнение по поводу "Хроники вандализмов" и "Мартиролога" из "Русской усадьбы" (я уже давал ссылку). Неужто и там вы не обнаружите ничего нового, дополняющего историю отечественной архитектуры? Вот уж никогда не поверю.
Вполне возможно, что обнаружу.
Скажу без ложной скромности - с темой я знаком неплохо,
хотя знаю, конечно же, не всё. Если Вы дадите мне точные
ссылки на конкретную информацию, я Вам честно сообщу,
стала ли она для меня открытием или нет.
Обещаю.
Зарегистрирован: 02.03.2007 Сообщения: 18 Откуда: Москва
Добавлено: 05.03.2007 15:44 Заголовок сообщения:
То, что я изложил, еще не значит, что я согласен с подобным положением вещей. И по возможности мы стараемся все делать так, чтобы совесть потом не мучала. Я уже в дискуссии на форуме сайта ОИРУ по поводу книжки Егоровой вспоминал слова Фаины Раневской, что "плохая роль - это плевок в вечность". И плохая книга тоже. Но плохая и "проходная" - это разные вещи. Так что не надо здесь нагонять пафоса и обвинять сразу во всех грехах. Я лишь констатирую ситуацию, которая сложилась независимо от меня. Да и надо сказать нечто подобное было всегда. У всех художников, архитекторов, музыкантов были творческие откровения, в которые они вкладывали душу, но были и проходные работы и откровенно бездушные, сделанные исключительно для заработка. Я помню, был ошарашен в институтские годы, когда мы расказывали уважаемому профессору свои впечатления о выставке великих мастеров, а он начал говорить, что по его мнению там не было ни одной достойной вещи. Ну как же? А Рубенс? А Ренуар? - Ну и что? Не все, что сделано значительным мастером, совершенно - был ответ. Так что никакой проблемы не вижу. И если мне завтра позвонят из издательства и предложат за пару недель изготовить путеводитель хоть по Рязани, хоть по Выбору, я соглашусь, потому что это гарантированный доход. Но я не собираюсь лезть из кожи вон и ехать в пятый раз переснимать рязанский кремль только потому, что он снят у меня в пасмурную погоду. То же самое вам скажут и все мои коллеги, уверен. Но для собственной монографии по важной для меня теме я расшибусь, но достану уникальные архивные материалы и сорок раз буду редактировать текст и примечания. Кстати, был тут у нас разговор в собственном НИИ со старшими коллегами, уважаемыми докторами наук, очень известными людьми, чьи книги стоят у всех на полках. Они как выяснилось вообще не очень понимают, зачем растрачивать себя на писание путеводителей, на создание сайтов и баз данных, в общем на популяризацию нашей сферы - "Пишите свои серьезные книги, занимайтесь наукой, а все эти ваши реверансы в сторону просвещения студентов, туристов и прочее бросьте. Это только отнимет время и отвлечет вас от настоящего дела". "А вы не боитесь, - парировали мы, - что при нынешней деградации общества через некоторое время некому будет читать ваши серьезные научные труды? Кому же тогда должна служить наука истории архитектуры, искуствоведения? Надо же народ образовывать" - "Наука должна служить сама себе, это накопление знаний, а воспользуется ли ими кто-то или нет, это не наша проблема", - был ответ. Вот так, а вы говорите, что ошарашены. Тут вообще полный улет. Хроника вандализмов выложена на www.oiru.archeologia.ru
То, что я изложил, еще не значит, что я согласен с подобным положением вещей.
Цитата:
Так что не надо здесь нагонять пафоса и обвинять сразу во всех грехах.
Замечательно.
Но я лично Вас и не обвинял.
В остальном, считаю, мой пафос уместен.
Цитата:
"Наука должна служить сама себе, это накопление знаний, а воспользуется ли ими кто-то или нет, это не наша проблема", - был ответ. Вот так, а вы говорите, что ошарашены. Тут вообще полный улет.
Почему же "полный улет"?
Мне, по правде говоря, такая позиция Человека-от-Науки
гораздо более понятна и симпатична, чем готовность написать
путеводитель-по-чему-угодно-за-пару-недель.
Гарантированный доход - это, конечно, замечательно,
но Ваше сравнение с великими живописцами некорректно.
Они не размышляли по предложенной Вами схеме:
"напишу-ка я "проходную" вещь для широкой публики,
а вот для узкого круга специалистов сделаю настоящий шедевр".
Если бы автор не относился бы изначально к написанию популярной
литературы, как к приработку, который можно сделать "левой пяткой",
если бы у автора был бы хотя бы один шедевр, среди написанных им
путеводителей, то сравнивать его с Ренуаром еще можно было бы хоть как-то.
А так, извините... Пусть он лучше, по совету старших товарищей,
занимается своей Наукой, а книжки для народа пусть пишут другие.
У них это, возможно, получится чуть лучше.
Зарегистрирован: 18.10.2005 Сообщения: 117 Откуда: Москва
Добавлено: 05.03.2007 16:22 Заголовок сообщения:
Цитата:
Мне, по правде говоря, такая позиция Человека-от-Науки
гораздо более понятна и симпатична, чем готовность написать
путеводитель-по-чему-угодно-за-пару-недель.
А мне не понятна и крайне не симпатична.
"Наука", которая не желает заниматься просвещением — мертвая "наука". _________________ С уважением,
Елена Филиппова
www.shushara.ru
Зарегистрирован: 02.03.2007 Сообщения: 18 Откуда: Москва
Добавлено: 05.03.2007 16:35 Заголовок сообщения:
Ну вы и зануда однако... Мне почему-то представляется образ педанта крючкотворца, причудливо смешанный с наивностью идеалов шестидесятничества. Иля я не прав? Спасибо за советы, но мы уж как-нибудь разберемся что нам писать и чем заниматься. Вы между прочим не видели ни одного моего труда, а обощаете. Это я не про гениальность. Гениальные и просто хорошие художники при жизни обычно не знали, что они гениальны. И вообще здесь не про это. А про сам метод любой работы, который всегда и сейчас отличается разнообразием подходов. Нельзя все делать одинаково хорошо и быть специалистом во всем сразу. Мы все и всегда делаем ту работу, которая не является для нас основной. Например узкие специалисты по одной теме вынуждены читать лекции по всему предмету, и ничего. Свой кусок читается блестяще, остальное обычно так себе. Или не знаете? Кстати про лекции. Придумывая, как принимать письменные экзамены в МАРХИ по истории русской архитектуры у будущих архитекторов, мы сделали тесты с вопросом - где находится собор Василия Блаженного? В Москве? Питере, Новгороде или Киеве? Когда я проверял ответы, процентов 40% были неправильными. Вот где беда, а не в том, что в путеводителях памятник не в те часы сфоткан.
Мне, по правде говоря, такая позиция Человека-от-Науки
гораздо более понятна и симпатична, чем готовность написать
путеводитель-по-чему-угодно-за-пару-недель.
А мне не понятна и крайне не симпатична.
"Наука", которая не желает заниматься просвещением — мертвая "наука".
Я не говорю, что она мне понятна и симпатична,
я говорю, что она мне более понятна и более симпатична.
Ну вы и зануда однако... Мне почему-то представляется образ педанта крючкотворца, причудливо смешанный с наивностью идеалов шестидесятничества. Иля я не прав?
В занудности мы стоим друг друга, не так ли? :)
"Наивность идеалов" - возможно, в остальном,
Вы сильно заблуждаетесь.
a-chekmarev писал(а):
Спасибо за советы, но мы уж как-нибудь разберемся что нам писать и чем заниматься. Вы между прочим не видели ни одного моего труда, а обощаете.
Я не обобщаю,
а читаю то, что Вы сами пишете.
Не я придумал все эти "левые пятки" и "Ренуаров".
Разумеется, писать Вы можете все, что захотите,
но ведь и читатели могут читать все, что захотят они,
не так ли?
Вот чего я не знал:
- никогда не видел фотографий церкви в Голуни (Орловской)
- ничего не знал про усадьбу Анненково (Ульяновской)
- не знал, что перестроена церковь в Маково (Рязанской)
Текст прочитать целиком времени не было.
Дочитал до Подвязья - Ваша информация устарела.
Не позднее 2003 года усадьба была "выкуплена"
в ней начались некие восстановительные работы.
Результата, впрочем, я пока не видел.
Также прочел "карточку" про Злобино.
Всё ещё хуже - искажены не только оконные проемы,
но, к примеру, и южный портал.
Зарегистрирован: 02.03.2007 Сообщения: 18 Откуда: Москва
Добавлено: 05.03.2007 16:58 Заголовок сообщения:
Да, наверное в данном препирательстве мы оба занудны. Видимо расшевелили целую кучу "больных мест", а дальше по принципу "сам дурак", только в закамуфлированном виде. Мне все-же почему-то кажется, что мы стоим по одну сторону баррикад, если ими, баррикадами, называть водораздел между профессионализмом и невежественной халтурой. Так что предлагаю перейти к разговору по существу. Посмотрите "Хронику", что скажете?
Зарегистрирован: 02.03.2007 Сообщения: 18 Откуда: Москва
Добавлено: 05.03.2007 17:09 Заголовок сообщения:
Спасибо, значит и в нас польза есть. Про Подвязье - уже ничего не выкуплено, летом 2005 года там снова все было брошено, а дама, которая хотела что-то восстанавливать и даже жила там в руинах, съехала. Может, за это время снова что-то изменилось. Когда верстался номер (имеется в виду номер "Русской усадьбы"), Филимонки еще были живы. В следующий обязательно включим.
Вы можете начинать темы Вы можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах